Дирекция общественных пространств Владивостока

В сквере на Русской демонтировали старые дорожки и подготовили траншеи под освещение

Подрядная организация в сквере на Русской провела все подготовительные работы – здесь убраны пешеходные дорожки и сделано основание под новую брусчатку, готовы траншеи под кабели освещения.


Теперь горожанам предстоит окончательно решить, что появится в центре сквера на месте скульптуры кита.


Вопрос замены скульптуры китёнка был проработан с профессиональным сообществом. И решение его демонтировать было согласовано с Общественным советом по вопросам архитектуры и дизайна городской среды.

Но должна ли остаться тема кита в стилистике сквера, решат жители Владивостока. На выбор горожан представлено три варианта: декорирование покрытий на центральной площадке сквера образами кита, установка информационного стенда с памятью о скульптуре, либо ничего, связанного с китом, в сквере не нужно. Голосование продлится до 12:00 11 июля.


«Представители мэрии и специалисты в области архитектуры, дизайна и градостроительства сошлись во мнении, что скульптура не представляет художественной ценности. Кит был изготовлен в 90-годы кустарным способом из простого бетона строителем из Северной Кореи. Он расположен в месте, никак не связанном с морем. А его открытый рот и зубы могут видеть все, кто проходит по улице Русской и проспекту 100-летия. Но в то же время я понимаю, что многие горожане привыкли к скульптуре, как привыкают к хрущевкам или другому советскому наследию. Поэтому историю с китом можно было бы продолжить в каком-то другом формате», - рассказал начальник отдела архитектуры и городской среды администрации Владивостока Павел Шугуров.

Он также добавил, что в сквере расположены другие скульптурные композиции, более значимые в плане художественной ценности. Это скульптурная группа «Матери-сёстры», автором которой является Валерий Ненаживин, и расположенные рядом со сквером скульптуры Алексея Онуфриенко, выполненные из смальты. Они будут сохранены.


«Скульптура "Кит" в сквере на улице Русской не несет художественной ценности, - отмечает ведущий архитектор «Архитектурная мастерская В. Лаптевой» Валерия Лаптева. - Такой тип объёмных фигур более подходит для применения в тематических детских парках развлечений. Для городского арт-объекта необходимо привлекать художников и скульпторов, которые могут даже в наивной форме выразить красоту пластики животного и раскрыть нам идеи, духовные сущности и чувство прекрасного. Существует термин «наивное искусство», или «примитивное искусство». Их используют для характеристики работ, выполненных авторами без художественного образования. К таким авторам относят Анри Руссо и некоторые работы Казимира Малевича. Обсуждаемая скульптура обладает ценностью как милая бабушкина салфетка, ассоциирующаяся с детством, или садовый гном в родном доме, с которого слезла краска и откололся нос. Она послужила свою службу и должна освободить место новому изваянию, которое может занять это достойное место. Создать уже новую, историю. Нести эстетку, обучать прекрасному и делать человека лучше».


Кроме того, этим летом во Владивостоке идут работы по благоустройству сквера на улице Ульяновской и в парке культуры и отдыха им. С. Лазо. Продолжается благоустройство набережных на улице Татарской и в районе Второй Речки, а также территория в районе сопки Бурачка.

Все эти объекты выбрали жители Владивостока в ходе единого общероссийского онлайн-голосования в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».