Заместитель руководителя дирекции общественных пространств Владивостока Салават Галиев до недавнего времени работал в Казани, где участвовал в программах обустройства скверов, парков, пляжей и набережных. Проект удался, и недавно он переехал во Владивосток, где перед ним стоят аналогичные задачи. Как применить опыт Казани в Приморье, нужна ли Владивостоку единая концепция оформления скверов и как защитить благоустроенные объекты от вандалов — в интервью VL.ru.
- Вы долго работали в Казани. Насколько общественные пространства в нынешнем Владивостоке отличаются от столицы Татарстана, когда вы только пришли работать на эту территорию?
- В Казани вопрос по благоустройству общественных пространств возник в 2015 году. На тот момент у жителей Татарстана не было большого спроса на изменения в парках или скверах, уже имеющиеся территории их устраивали. Но стала меняться Москва и другие крупные города. В связи с этим руководство республики приняло решение, что эта повестка также важна и должна решаться. За прошедшие пять лет по республиканской программе было благоустроено более 300 объектов — это пляжи, набережные, парки, и на всё это была потрачена довольно небольшая сумма — порядка восьми миллиардов рублей.
Во Владивостоке сегодня запрос населения на изменение среды выше. Есть чёткое понимание, что в столице Приморья этот вопрос назрел. Что касается стартовых позиций по данной повестке, то они одинаковые. Как и в Татарстане, так и на данный момент в Приморье не было никаких решений в иных подходах при проектировании и в обслуживании территорий.
- Какое впечатление оставили общественные пространства Владивостока, когда вы только приехали в Приморье?
- Владивосток сильно отличается от Казани. Здесь много сопок, рядом море, что накладывает свой отпечаток на создание современных общественных пространств. А удивило то, что в парках нет людей, что жители Владивостока при планировании своего дня территории парков или скверов выбирают в последнюю очередь.
- В Татарстане создать удобные общественные пространства удалось за пять лет. Насколько эти сроки применимы к Владивостоку?
- Я думаю, этот опыт на 200% применим и к Владивостоку. Сейчас команда дирекции составляет реестр всех обращений жителей, объекты, которые берутся в работу в этом году, а какие в последующих. Думаю, что в части благоустроенных общественных пространств Владивосток должен измениться года через два-три.
- Недалеко от Казани в одном из посёлков была построена набережная, которая возродила сельское поселение - там стали проводиться фестивали и т. п. Насколько такая практика применима к Владивостоку?
- Да, в 400 километрах от Казани есть небольшая деревня Муслюмово. Очень много интересных фотографий вы можете найти в интернете по этой территории. Прежде чем говорить о ней, разрешите сказать о нашей позиции в рамках подходов к работе. То качество среды, которое получают жители в городах-миллионниках, должно быть таким же для людей и в малых населённых пунктах. В посёлке, где население 2-3 тысячи человек, с появлением новой современной набережной люди стали приходить с работы, переодевать одежду и обувь и выходить гулять на новое пространство. То есть планировать по-иному свой досуг и стиль жизни.
В рамках Владивостока дирекция также планирует применить иные подходы при работе с общественными пространствами. Если в других городах края это вызовет интерес, то будем рады делиться опытом при реализации проектов в населённых пунктах Приморья.
Единая типология упрощает работу, но хоронит уникальность
- Какие территории во Владивостоке сейчас в приоритете — что будет благоустраиваться в первую очередь?
- Дирекция будет работать в трёх направлениях, которые обычно разделены между тремя разными ведомствами. Это будет способствовать более оперативному решению задач. Первое — мы займёмся проектированием пространств, выполнением технического задания, а также будем согласовывать каждый проект с жителями города, чтобы парки и скверы отвечали их ожиданиям. Мы считаем, что это повысит эффективность нашей работы. Второе направление — надзор за выполнением работ при реализации проекта.
Мы хотим видеть, как происходит возведение парка или сквера, какие материалы используются, следить за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ. Третье — это эксплуатация и содержание объектов. Например, отслеживать кратность вывоза мусора, контролировать содержание и ремонт каждого объекта, событийное наполнение пространств.
Дирекция уже спроектировала совместно с жителями во Владивостоке семь объектов по федеральной программе «Комфортная городская среда»: это Игнатьевский, Жариковский и Пушкинский скверы, скверы в районе Надибаидзе, на Авангарде и в посёлке Трудовое на улице Лермонтова, а также на острове Попова. Они согласованы с жителями города, составлена проектно-сметная документация, которая отправлена на экспертизу. Мы планируем выходить на конкурсные торги уже в апреле. Часть объектов планируем сдать в эксплуатацию летом, а часть - осенью. Таковы наши задачи.
В целом на эти объекты по программе выделено более 200 млн рублей. Это средства из федерального, краевого и местного бюджетов. Исходя из проектирования уже озвученных скверов мы планируем сэкономить часть средств. За счёт этого попробуем включить в благоустройство уже в этом году Матросский сквер. По данному объекту также проведена работе с жителями перед проектированием. Планируем встретиться с жителями по созданию смотровой площадки на сопке Бурачка и, возможно, какие-то инфраструктурные решения сумеем реализовать в этом году. Также была поставлена задача краевым правительством разработать комфортную среду в туристическом центре Владивостока. Предварительный проект подготовлен, границы определены, и сейчас необходимо понять, на какую часть финансирования мы можем рассчитывать в этом году, исходя из чего будут понятны сроки реализации проекта.
Прорабатывается вопрос по организации велопроката во Владивостоке. Пока предусмотрено 25 локаций, где это можно разместить. Эту информацию мы отправили на рассмотрение будущим инвесторам, возможно, проект будет реализован к осени этого года.
- Сейчас во Владивостоке общественные пространства оформлены в разных стилях — нет единого подхода и концепции. Как думаете, он нужен Владивостоку?
- Каждая локация уникальна. У неё может быть своя история. Применять единую типологию к каждому объекту с одинаковыми лавками, урнами, опорами освещения — это возможность значительно упростить всем работу, удешевить и ускорить процесс. Но «благодаря» этому мы похороним уникальность территорий, которые будем благоустраивать. Думаю, что каждая площадка должна быть уникальна. Хотя в части каких-либо сервисных решений для населения возможно будет применить единую стилистику.
- Есть ли проблемы с формами собственности на разных территориях? Например, какие-то пляжи на Русском острове принадлежат военным.
- Мы начали работу в этом направлении не так давно. Знаем, что в рамках острова Русский есть такие вопросы. Дирекция ведёт работу по созданию велодорожек на острове Русский. Вопрос использования земли на данный момент решается. Работа с Министерством обороны и Росимуществом проведена. Были подготовлены материалы и сделаны схемы разделов. Руководство края и города поддерживает эти инициативы, поэтому ничего не мешает приступать к проектированию. Отмечу, что велодорожки это не только тропа, по которой едут велосипеды, но и благоустроенные набережные, смотровые площадки, сервис по общепиту и прокату.
Что касается проектов на материковой части Владивостока, таких проблем в этом году нет. А вот на 2021 год, например, что касается той же набережной в центре столицы Приморья, от СК «Олимпиец» до мыса Кунгасный есть земля в частной собственности и в аренде. Мы все эти моменты учитываем в работе.
- В нашем городе у моря пляжи в большинстве дикие, неблагоустроенные. Как и когда планируете их благоустраивать?
- Наша задача и приоритет, чтобы работа территорий пляжей курировалась дирекцией, а вся история с деятельностью в этом направлении была открыта и управляема. В этом году уже проектируем и планируем благоустроить пляж в бухте Ахлёстышева. Это точка притяжения горожан, куда люди любят выезжать. В работе дирекции также проект пляжа в районе мыса Кунгасного. Благоустройство этого объекта планируем в следующем году.
Вложения компаний в благоустройство имеют постэффект
- Планируете ли привлекать внебюджетные средства, например, в рамках государственно-частного партнёрства?
- Да, планируем. Мы сейчас общаемся не только с горожанами, но и с представителями бизнеса. Меня поразило, что во Владивостоке люди стараются не ждать действий со стороны властей, а сами пытаются что-то исправить. Например, заказать машину с щебнем и самостоятельно отсыпать дорогу. Это относится и к бизнесу, который вкладывает средства в обустройство своих территорий. На данный момент дирекция прорабатывает вопрос со спонсорами, чтобы все городские пространства были оборудованы бесплатным Wi-Fi. Из опыта могу сказать, что в перспективе появится достаточно много компаний, которые примут участие в обустройстве городских территорий, и не исключено, что через 2-3 года ряд проектов будeт реализован за счёт частных инвестиций.
- Как заинтересовать предпринимателей вкладывать деньги в общественные территории?
- Самая главная ценность для бизнеса в наше быстрое время — это репутация и люди. Вложения компаний в благоустройство городской среды имеют постэффект. Если у организации есть планирование своей работы не на год-два, а на гораздо более длительный срок, то им нужно вкладываться в своё имя. У вас есть прекрасный пример, когда компания показывает отношение к горожанам и городу в части благоустройства прилегающей территории и транзита сотрудников. Это завод Sollers, где работают две тысячи жителей.
Лучшего вложения, чем общественные пространства, не найти. Со временем они заберут большую часть городского трафика из торговых центров. У нас был подобный опыт в Казани, когда мы построили городской парк рядом с крупным торговым центом, и трафик в ТЦ серьёзно снизился. Люди начинают больше гулять, дышать свежим воздухом в парках. ТЦ после этого часть своей парковки перепрофилировал в парк.
- Для работ по благоустройству подрядчики выбираются на торгах по 44-ФЗ на понижение цены, что заставляет их потенциально ухудшать качество материалов и работ. Плюс, выигрывают аукционы иногородние компании, которые потом ищут субподрядчиков на территориях, что также негативно влияет на итоговое качество. Пример — общественный туалет на Набережной. Есть ли альтернатива таким торгам на понижение, чтоб избежать некачественно выполненных работ?
- Это очень хороший вопрос. Как я уже говорил, одной из наших задач станет контроль выполненных подрядчиком работ. Значит, надо более детально описывать все задачи, используемые материалы и санкции за некачественное выполнение.
- Как уберечь созданные парки, аллеи, набережные и скверы от вандализма?
- Безусловно, мы прорабатываем вопрос с видеонаблюдением в парках: будут установлены камеры, которые имеют функцию распознавания лица. Но мне кажется, что это не самое важное. Самое главное, что среда будет менять людей. Я не исключаю, что в первый год будут ломаться фонари или скамейки. Наша задача — очень оперативно реагировать на это в плане замены и ремонта. Люди не должны видеть что-то сломанное. Если человек будет видеть, что к территории бережно относятся и за ней следят, то количество актов вандализма уменьшится.
VL.RU