Город и люди

Улица Тунгусская и её лестница

История
Улица Тунгусская – одна из старейших улиц Владивостока. Своим названием она обязана не северному народу, а шхуне "Тунгус" или "Тунгуз". Но обо всём по порядку.

До конца 90-х годов XIX века Владивосток оставался главной военно-морской базой Российской империи на Тихом океане. Это требовало постоянного присутствия большого количества военных. В 1871-1873 годах в порт были переведены корабли Сибирской флотилии, военно-морской госпиталь, учебные, культурные, административные учреждения, а также штаб главного командира портов Восточного океана, принявший на себя управление городом. Кроме того, во Владивостоке разместился флотский экипаж, получивший название – «Сибирский».

Флотский экипаж – это береговая войсковая часть, в которой размещались вновь пребывающие военнослужащие, воинские команды и отдельные офицеры.
К началу 70-х годов XIX века территория Владивостока была распланирована примерно до нынешнего Матросского сквера. Но для офицеров Сибирского флотского экипажа и их семей требовались новые дома. Военные стали селиться за Жариковским оврагом (сегодня там находится одноимённый сквер). Эту территорию прозвали Офицерской слободой.


В 1910 году для офицеров построили архитектурный ансамбль на улице Светланской, состоящий из шести «офицерских флигелей». Ныне это дома 66, 74, 76, 78, 80 и 80а.

Помимо офицеров в Сибирском экипаже служили и матросы. Им стали давать землю за Мальцевским оврагом. Эта естественная вымоина позже была засыпана. Сейчас там улица Капитана Шефнера, а окончание Мальцевского оврага – стадион «Авангард». Территория, где строили дома матросы, стала называться Экипажной слободкой. Главная её улица получила такое же название.

Мальцевский овраг

Зато другие улицы этого района были поименованы в честь кораблей, на которых служили матросы. Так появились Абрекская, Тунгусская, Манджурская, Японская. Улицу Тунгусскую назвали в честь паровой шхуны «Тунгус», спущенной на воду в 1870 году в Санкт-Петербурге. Шхуна занималась перевозкой грузов, использовалась для охраны морских промыслов в Японском, Беринговом морях и Тихом океане. В Русско-Японскую войну в августе 1904 года приняла участие в походе в Охотское море.


Писатель и журналист Всеволод Крестовский так описывал Владивосток 1880 года: «Между редкими строениями вы видите целые пустыри, покрытые колючкой и бурьяном или заваленные мусором <…> Каждый дом, каждая избёнка и мазанка стоят себе там, где вздумалось их поставить первоначальным хозяевам, по собственному своему выбору и вкусу. От этого и улиц в том смысле, в каком мы привыкли понимать улицу, здесь почти нет».

В 1880 году Владивосток официально стал городом. А в 1885 году были проложены грунтовые дороги с канавами по Экипажной, Алеутской, Китайской, Тунгусской, Фонтанной, Японской, Абрековской, Пологой и некоторым другим улицам.

Длинная лестница в районе улицы Тунгусской тоже существовала достаточно давно. Состоявшая в разное время из разных фрагментов, она жизненно необходима местным жителям и давно нуждалась в реконструкции.


В 2021 году было проведено её масштабное благоустройство. Простая функциональная лестница расширила свои возможности и превратилась в видовую площадку #лестница_и_видовая, на которой интересно побывать и горожанам, и туристам.


А ещё улица Тунгусская по-прежнему остаётся частью истории нашего города со своим колоритом и прекрасным видом на Золотой Рог.


#лестница_и_видовая