Отходя от применения типового оборудования, мы стали использовать более естественное, которое не создаёт чёткую форму, а работает на воображение. У него более экологичные и приятные для глаз цвета.
Подобное оборудование развивает у ребёнка вкус и культуру. Со временем при эксплуатации такие площадки выглядят аккуратнее, чем яркие, которые быстро выцветают. Кроме того, для их создания применяется специальное дерево – робиния, прочное и способное выдержать разные типы нагрузок. Это современный подход, популярный и в России, и в Европе, и в Азии.
Существует два подхода в обустройстве детских площадок в зависимости от решения архитектора. Во-первых, можно сделать тематическую площадку, говорящую об особенностях места. Например, на набережной на Татарской в ближайшее время появится самолёт как отсылка к тому, что на Второй Речке в советское время располагался аэродром.
А будущая детская площадка на пляже в Аяксе с Троянским конём будет говорить о том, что пространство посвящено определённой теме. Также на тематической морской площадке мы применим морскую атрибутику и корабли.
Во-вторых, выбирается функциональное оборудование. Архитектор руководствуется задачей, для какого возраста необходимо создать площадку. Есть несколько базовых принципов. Например, разделить площадку на тематические зоны – немножко для малышей, немножко для детей среднего и для большого возраста.
Площадка в парке не должна быть такой же, как ребёнок видит каждый день, – то есть здесь применяются не типовые решения, как во всех дворах, которые уже приелись ребёнку. Она должна быть интересной, чтобы ради неё родители с детьми хотели прогуляться по парку. Это способ привлечения внимания к общественному пространству.
В оборудовании детских площадок не должно быть одинаковых элементов: турников, каруселей и т. п. Исключение – «пружинки»-качалки для малышей, где можно поставить, например два китёнка или бабочки, чтобы дети могли вместе покачаться.
У ребёнка должна быть возможность представлять и адаптировать площадку «под себя» – создавать игру (в этом помогает тема). Расстановка МАФов, покрытия помогают работать всей площадке на воображение ребёнка. Например, в сквере Комсомольцев для совсем маленьких детей поставлены тактильные доски – счёты, буковки. Это базовое обучение ребёнка через тактильное восприятие, там же можно порисовать мелом. Не всегда дети должны бегать-прыгать, а в таких пространствах есть возможность позаниматься, исследовать мир.
Детские комплексы для более старшего возраста часто направлены на развитие навыков балансирования, выносливость.
Они рассчитаны на одновременное использование несколькими ребятами. Мы ставим много площадок, которые работают с разными верёвками, лазами, чтобы ребёнок мог не только бегать и качаться на качелях, но и активно заниматься хорошей спортивной активностью.
Главный принцип – сделать максимально интересно и адаптивно. Например, в сквере Надибаидзе установлены «пеньки», чтобы развивать ловкость и равновесие. Ребёнок может прыгать по ним сам, или мама возьмёт его за руку и поможет ходить.
Качели в этом сквере рассчитаны на прогулку маленьких детей, так что вторым главным элементом площадки стала песочница.
На других площадках есть сразу несколько «песочных станций» – треугольники (на набережной на Татарской), большая площадка (Покровский парк). Они необходимы для обучения детей командной работе – чтобы песочная станция работала правильно, дети должны действовать сообща: один просеивает, второй несёт ведро и т. д.
К сожалению, в Покровском парке эту площадку часто ломают. Взрослые мужчины используют ведро как тарзанку, и крепление не выдерживает. Вообще, базовое оборудование на детской площадке – качели, балансиры и другое – часто ломаются от неправильной эксплуатации. На них раскачивается сразу много людей, а порой садятся взрослые.
В Покровском парке, учитывая большое количество высоких деревьев и доминанту храма, площадка сделана таким образом, что башня является некой точкой притяжения на территории, привлекающей внимание. При этом она сделана с учётом того, чтобы максимально ограничить доступ совсем маленьким детям. Оказавшись на высоте, они могут испугаться, побоятся спуститься.
У нас были запросы, например, в сквере на Лермонтова (Трудовое), что маленькие дети не могут самостоятельно забраться на горку и качели. При этом, если они залезут на горку без сопровождения и упадут, родители будут винить не себя, а оборудование. Поэтому во многих комплексах, сделанных по ГОСТу, первая ступенька лестницы к горкам или к сложным верхним конструкциям делается высокой.