Отходя от применения типового оборудования, мы стали использовать более естественное, которое не создаёт чёткую форму, а работает на воображение. У него более экологичные и приятные для глаз цвета.
![](https://static.tildacdn.com/tild3466-3363-4264-a338-343564643536/26-07-22_008.jpg)
Подобное оборудование развивает у ребёнка вкус и культуру. Со временем при эксплуатации такие площадки выглядят аккуратнее, чем яркие, которые быстро выцветают. Кроме того, для их создания применяется специальное дерево – робиния, прочное и способное выдержать разные типы нагрузок. Это современный подход, популярный и в России, и в Европе, и в Азии.
Существует два подхода в обустройстве детских площадок в зависимости от решения архитектора. Во-первых, можно сделать тематическую площадку, говорящую об особенностях места. Например, на набережной на Татарской в ближайшее время появится самолёт как отсылка к тому, что на Второй Речке в советское время располагался аэродром.
![](https://static.tildacdn.com/tild3532-6531-4864-a434-353033356135/__.jpg)
А будущая детская площадка на пляже в Аяксе с Троянским конём будет говорить о том, что пространство посвящено определённой теме. Также на тематической морской площадке мы применим морскую атрибутику и корабли.
![](https://static.tildacdn.com/tild3936-3764-4135-b863-356132323266/photo1658199145_1.jpeg)
Во-вторых, выбирается функциональное оборудование. Архитектор руководствуется задачей, для какого возраста необходимо создать площадку. Есть несколько базовых принципов. Например, разделить площадку на тематические зоны – немножко для малышей, немножко для детей среднего и для большого возраста.
![](https://static.tildacdn.com/tild6430-3932-4134-b939-646135656239/26-07-22_010.jpg)
Площадка в парке не должна быть такой же, как ребёнок видит каждый день, – то есть здесь применяются не типовые решения, как во всех дворах, которые уже приелись ребёнку. Она должна быть интересной, чтобы ради неё родители с детьми хотели прогуляться по парку. Это способ привлечения внимания к общественному пространству.
В оборудовании детских площадок не должно быть одинаковых элементов: турников, каруселей и т. п. Исключение – «пружинки»-качалки для малышей, где можно поставить, например два китёнка или бабочки, чтобы дети могли вместе покачаться.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-3637-4436-b437-613633326333/26-07-22_023.jpg)
У ребёнка должна быть возможность представлять и адаптировать площадку «под себя» – создавать игру (в этом помогает тема). Расстановка МАФов, покрытия помогают работать всей площадке на воображение ребёнка. Например, в сквере Комсомольцев для совсем маленьких детей поставлены тактильные доски – счёты, буковки. Это базовое обучение ребёнка через тактильное восприятие, там же можно порисовать мелом. Не всегда дети должны бегать-прыгать, а в таких пространствах есть возможность позаниматься, исследовать мир.
![](https://static.tildacdn.com/tild6361-3235-4531-b166-353362616437/26-07-22_007.jpg)
Детские комплексы для более старшего возраста часто направлены на развитие навыков балансирования, выносливость.
![](https://static.tildacdn.com/tild3863-3465-4934-a132-333230323366/26-07-22_003.jpg)
Они рассчитаны на одновременное использование несколькими ребятами. Мы ставим много площадок, которые работают с разными верёвками, лазами, чтобы ребёнок мог не только бегать и качаться на качелях, но и активно заниматься хорошей спортивной активностью.
![](https://static.tildacdn.com/tild6437-3530-4634-b965-643332353833/26-07-22_012.jpg)
Главный принцип – сделать максимально интересно и адаптивно. Например, в сквере Надибаидзе установлены «пеньки», чтобы развивать ловкость и равновесие. Ребёнок может прыгать по ним сам, или мама возьмёт его за руку и поможет ходить.
![](https://static.tildacdn.com/tild3538-3338-4036-b534-363139343234/27-07-22_007.jpg)
Качели в этом сквере рассчитаны на прогулку маленьких детей, так что вторым главным элементом площадки стала песочница.
![](https://static.tildacdn.com/tild3063-3263-4437-b561-316336646462/27-07-22_003.jpg)
На других площадках есть сразу несколько «песочных станций» – треугольники (на набережной на Татарской), большая площадка (Покровский парк). Они необходимы для обучения детей командной работе – чтобы песочная станция работала правильно, дети должны действовать сообща: один просеивает, второй несёт ведро и т. д.
![](https://static.tildacdn.com/tild6334-3330-4632-b234-303266363161/26-07-22_020.jpg)
К сожалению, в Покровском парке эту площадку часто ломают. Взрослые мужчины используют ведро как тарзанку, и крепление не выдерживает. Вообще, базовое оборудование на детской площадке – качели, балансиры и другое – часто ломаются от неправильной эксплуатации. На них раскачивается сразу много людей, а порой садятся взрослые.
![](https://static.tildacdn.com/tild6235-6632-4338-b664-633230303263/26-07-22_013.jpg)
В Покровском парке, учитывая большое количество высоких деревьев и доминанту храма, площадка сделана таким образом, что башня является некой точкой притяжения на территории, привлекающей внимание. При этом она сделана с учётом того, чтобы максимально ограничить доступ совсем маленьким детям. Оказавшись на высоте, они могут испугаться, побоятся спуститься.
![](https://static.tildacdn.com/tild3230-6239-4666-a361-393636353065/26-07-22_014.jpg)
У нас были запросы, например, в сквере на Лермонтова (Трудовое), что маленькие дети не могут самостоятельно забраться на горку и качели. При этом, если они залезут на горку без сопровождения и упадут, родители будут винить не себя, а оборудование. Поэтому во многих комплексах, сделанных по ГОСТу, первая ступенька лестницы к горкам или к сложным верхним конструкциям делается высокой.