Город и люди

Как создаются детские площадки в общественных пространствах Владивостока

Урбанистика
В обновлённых общественных пространствах Владивостока при наличии запроса от горожан появляются детские площадки. Что учитывают архитекторы при обустройстве таких зон в скверах и на набережных, какое оборудование уже установлено и для чего оно нужно, рассказывает главный архитектор Дирекции общественных пространств Владивостока Лилия Гиззятова.

Отходя от применения типового оборудования, мы стали использовать более естественное, которое не создаёт чёткую форму, а работает на воображение. У него более экологичные и приятные для глаз цвета.

Детская площадка в сквере Комсомольцев

Подобное оборудование развивает у ребёнка вкус и культуру. Со временем при эксплуатации такие площадки выглядят аккуратнее, чем яркие, которые быстро выцветают. Кроме того, для их создания применяется специальное дерево – робиния, прочное и способное выдержать разные типы нагрузок. Это современный подход, популярный и в России, и в Европе, и в Азии.

Существует два подхода в обустройстве детских площадок в зависимости от решения архитектора. Во-первых, можно сделать тематическую площадку, говорящую об особенностях места. Например, на набережной на Татарской в ближайшее время появится самолёт как отсылка к тому, что на Второй Речке в советское время располагался аэродром.


А будущая детская площадка на пляже в Аяксе с Троянским конём будет говорить о том, что пространство посвящено определённой теме. Также на тематической морской площадке мы применим морскую атрибутику и корабли.

Визуализация из проекта благоустройства пляжа Аякс

Во-вторых, выбирается функциональное оборудование. Архитектор руководствуется задачей, для какого возраста необходимо создать площадку. Есть несколько базовых принципов. Например, разделить площадку на тематические зоны – немножко для малышей, немножко для детей среднего и для большого возраста.

Детская площадка в Покровском парке

Площадка в парке не должна быть такой же, как ребёнок видит каждый день, – то есть здесь применяются не типовые решения, как во всех дворах, которые уже приелись ребёнку. Она должна быть интересной, чтобы ради неё родители с детьми хотели прогуляться по парку. Это способ привлечения внимания к общественному пространству.

В оборудовании детских площадок не должно быть одинаковых элементов: турников, каруселей и т. п. Исключение – «пружинки»-качалки для малышей, где можно поставить, например два китёнка или бабочки, чтобы дети могли вместе покачаться.

"Пружинки"-качалки на набережной на Татарской

У ребёнка должна быть возможность представлять и адаптировать площадку «под себя» – создавать игру (в этом помогает тема). Расстановка МАФов, покрытия помогают работать всей площадке на воображение ребёнка. Например, в сквере Комсомольцев для совсем маленьких детей поставлены тактильные доски – счёты, буковки. Это базовое обучение ребёнка через тактильное восприятие, там же можно порисовать мелом. Не всегда дети должны бегать-прыгать, а в таких пространствах есть возможность позаниматься, исследовать мир.


Детские комплексы для более старшего возраста часто направлены на развитие навыков балансирования, выносливость.

Спортивно-игровое оборудование в сквере Комсомольцев

Они рассчитаны на одновременное использование несколькими ребятами. Мы ставим много площадок, которые работают с разными верёвками, лазами, чтобы ребёнок мог не только бегать и качаться на качелях, но и активно заниматься хорошей спортивной активностью.

Спортивно-игровое оборудование в Покровском парке

Главный принцип – сделать максимально интересно и адаптивно. Например, в сквере Надибаидзе установлены «пеньки», чтобы развивать ловкость и равновесие. Ребёнок может прыгать по ним сам, или мама возьмёт его за руку и поможет ходить.

"Пеньки" в сквере Надибаидзе

Качели в этом сквере рассчитаны на прогулку маленьких детей, так что вторым главным элементом площадки стала песочница.

Площадка для маленьких детей в сквере Надибаидзе

На других площадках есть сразу несколько «песочных станций» – треугольники (на набережной на Татарской), большая площадка (Покровский парк). Они необходимы для обучения детей командной работе – чтобы песочная станция работала правильно, дети должны действовать сообща: один просеивает, второй несёт ведро и т. д.

Песочная станция на набережной на Татарской

К сожалению, в Покровском парке эту площадку часто ломают. Взрослые мужчины используют ведро как тарзанку, и крепление не выдерживает. Вообще, базовое оборудование на детской площадке – качели, балансиры и другое – часто ломаются от неправильной эксплуатации. На них раскачивается сразу много людей, а порой садятся взрослые.

Песочная станция в Покровском парке

В Покровском парке, учитывая большое количество высоких деревьев и доминанту храма, площадка сделана таким образом, что башня является некой точкой притяжения на территории, привлекающей внимание. При этом она сделана с учётом того, чтобы максимально ограничить доступ совсем маленьким детям. Оказавшись на высоте, они могут испугаться, побоятся спуститься.

Игровая башня в Покровском парке


У нас были запросы, например, в сквере на Лермонтова (Трудовое), что маленькие дети не могут самостоятельно забраться на горку и качели. При этом, если они залезут на горку без сопровождения и упадут, родители будут винить не себя, а оборудование. Поэтому во многих комплексах, сделанных по ГОСТу, первая ступенька лестницы к горкам или к сложным верхним конструкциям делается высокой.